[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » צדקה - Цдака - благотворительность
צדקה - Цдака - благотворительность
BenhorinДата: Вторник, 04.02.2020, 20:07 | Сообщение # 16


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Как отделять десятину (маасер) и чем это отличается от цдаки?

Поясним два понятия — цдака и маасэр. Цдака — это деньги, выделяемые на помощь бедным, помогать которым Тора, как мы видим, велит каждому верующему. Маасэр - десятина - это цдака в размере десятой части заработка.
Тот, кто сам нуждается, не обязан отделять маасер, хотя должен давать цдаку.

Обязанность цдаки (буквально: «справедливости») — обязанность каждого верующего поддержать любого бедняка в любой форме, помочь как деньгами, так и одеждой, едой. Поэтому, отдавая любую сумму (или одежду и тому подобное) на нужды бедных, мы выполняем эту заповедь.

В первую очередь Вам надо знать, какие у Вас доходы, то есть от какой суммы следует отделять маасер. Считается это так, например:

1. Если у Вас есть свое дело и от стартового капитала десятина уже отделена (то есть Вы зарабатывали и откладывали деньги, вовремя отделяя маасер, а затем начали на эти деньги собственное дело), то каждый год Вы отделяете десятину от прибыли за вычетом расходов, налогов и так далее.

И если общая сумма выручки в кассе 100, зарплата работников 20, на налоги от 80 идет, скажем, 20%, то есть 16 условных денежных единиц, то маасер Вы отделяете от 64, это будет, соответственно, 6.4 у.е.

2. Если речь идет о наследстве, то Вы отделяете от него десятину, даже если завещатель уже отделял ее.

3. Если Вы вкладываете в оборот банковские деньги, не нужно от них ничего отделять, как и от любых других денег, взятых в кредит.

4. Если же Вы просто получаете зарплату — отделяйте от оклада, вычитая из него предварительно деньги на проезд и на бэби-ситтера (последнее — если Вы бы не брали бэбиситтера, не работая).

Десятина — это минимальный размер по умолчанию, можно отделять пятую часть, если есть возможность достойно прожить на оставшиеся четыре пятых. Известно, что глава нашего поколения рав Аарон-Лейб Штайнман обязал одного американского бизнесмена отделять 50% от доходов, так этот человек достаточно богат, чтобы обеспечить себя и семью на оставшиеся деньги. И, возможно, «случайно», а скорее всего, нет, но этот человек пережил кризис 2008 года, выплачивая зарплаты вовремя, частично из своих денег, остался на плаву и сейчас расширяет свой бизнес. И это при том, что его бизнес связан непосредственно с недвижимостью, той отраслью, которая больше всего пострадала от этого кризиса.

Почему нужно отделять именно минимум 10%? Есть на это целый калейдоскоп мнений.

1. Денежная десятина — подобие десятины от урожая на поле и в саду, которую оставляли для бедных (Сифри, Тосафот в трактате Таанит Вавилонского Талмуда 9а, Комментарий Виленского Гаона на Шулхан Арух 249, 1, 2, приводится как цитата из Иерусалимского Талмуда).

2. Таково постановление мудрецов (Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот 50).

3. Таков обычай, принятый в народе еще со времен праотца Яакова (комментарий Байт Хадаш на книгу Тур, 249, на основании стиха 28, 22 в Бэрейшит).

4. Также можно отметить, что уже праотец Авраам после победы над врагами отдал 1/10 часть трофеев Малки-Цедеку. Это видно из самого текста Торы (Бэрейшит 14:20), а в комментариях Раши и Рамбана сказано, что это было приношение Богу, благодарность за победу.

На что потратить маасер?

1. На помощь родственникам, которые не могут содержать себя самостоятельно. Если это родители, то лучше помогать им не из денег маасера, но если нет такой возможности, то можно и из маасера.

2. На помощь беднякам того города или той местности, где Вы живете. Среди них нужно предпочесть тех, кто изучает Тору. По некоторым мнениям весь смысл маасера — поддержать тех, кто трудится над Торой, поддержать их труд.

3. На помощь беднякам.

4. На поддержание изучения Торы. Возможно, этот пункт должен быть первым.

5. На все другие благотворительные проекты.

Наш великий мудрец Хафец Хаим в своей книге Ахават Хесед говорит, что желательно распределить деньги маасера на несколько целей из этого списка, так, чтобы они шли и на Тору, и на добрые дела.

Нет конкретных дней, в которые лучше всего отделять маасер. Вы учитываете доходы по мере их получения и можете отделить маасер в любой день, кроме субботы и праздников.

Наши мудрецы сказали: «Человек никогда не обеднеет из-за того, что давал цдаку».

Каждый раз, когда Вы будете помогать таким образом другим людям, Вы будете подниматься на новый уровень, новую ступень, позволяющую нам стать менее эгоистичными, замкнутыми на себе и своих проблемах людьми. И неважно, что Вы выберете и что Вам будет важнее, ближе: помочь бедным невестам выйти замуж, больным — выздороветь, сиротам — вырасти достойными людьми, а вдовам обрести хотя бы частичное, малое утешение. Или же Вам будет важно способствовать распространению Торы — мудрости Творца и знания о Нем! В любом случае Вы будете уподобляться Создателю — как Он милосерден, так и вы будете милосердны. И о Вас будут слова Всевышнего: «Если ты радуешь Мое (вдов, сирот, бедняков), то Я радую твое!»
(По материалам toldot.ru)

 
BenhorinДата: Четверг, 06.02.2020, 21:27 | Сообщение # 17


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Всего в Библии - более 30 стихов, где упоминается десятина.
Упоминаний в контексте закона Моисея - 28
(Лев.27:30-32, Лук.18:12, Чис.18:21, Втор.14:22-23, Чис.18:24, Чис.18:26, Втор.12:6, Втор.12:11, Втор.12:17, Втор.14:28,29, Втор.26:12, 2Пар.31:5,6, 2Пар.31:12, Неем.13:5, Неем.13:12, Ам.4:4, Мал.3:8, Мал.3:10, Неем.10:37,38, Неем.12:44, Матф.23:23, Лук.11:42, Евр.7:5).
Современные религиозные организации (большинство) считают, что Церковь не должна исполнять заповеди Торы, а потому все эти 28 мест не могут быть прямой практикой для церкви.

Говорят о личном решении даятеля (не заповедь) - 5. Речь о личных разовых решениях и обетах, не являющихся прямым руководством к действию для всех, повелением или каким-то особым принципом (Быт.14:20, Быт.28:22, Евр.7:2, Евр.7:4, Евр.7:6).

Упоминаний в Ветхом Завете - не менее 26 раз. Почти все тексты о десятине находятся в Ветхом Завете.

Упоминаний в Новом Завете - 9. При этом, эти упоминания не касаются финансовой практики церкви, а касаются событий из Ветхого Завета или исполнения Закона (Матф.23:23, Лук.11:42, Лук.18:12, Евр.7:2,4,5,6,8,9).

Упоминаний, что десятину отдавали плодами земли - 18 (Лев.27:30-32, Втор.12:17, Втор.14:28,29, Втор.26:12, Неем.13:5, Неем.12:44, Неем.13:12, Мал.3:10, Втор.14:22-23, Неем.10:37,38, Матф.23:23, Лук.11:42, 2Пар.31:5).
Почти половина текстов о десятине говорит, что это еда. Почему современные служители не хотят принимать еду?

Упоминаний, что отдавали деньгами - 0. Есть 1 место (Лев.27:31) о выкупе десятины, чтобы ее не отдавать (добавить 5-ю часть к стоимости).Так почему десятина сегодня берется деньгами, если на протяжении тысяч лет ее деньгами не давали? Это выкуп десятины? Если вы так делаете, то прикладываете 5-ю часть?

Упоминаний, что десятину нужно есть на определенных праздниках — 4 (Втор.12:17, Втор.14:29, Втор.26:12, Втор.14:22-23). В наши дни, напротив, проповедуют о десятине, осуждая тех, кто ее проел.

Упоминаний, что десятину нужно давать бедным - 3 (Втор.14:28,29, Втор.26:12). Каждый третий год. У кого-нибудь в церкви весь третий год отдают десятины бедным?

Упоминаний, что нужно отдавать колену Левия - 3 (Чис.18:21, Чис.18:24, Чис.18:26).
Бог четко указал давать десятину Левитам. Сегодня священниками являются все верующие, так как Дух Божий пребывает в каждом из них. Почему тогда в современной Церкви одни священники несут десятину другим священникам? Это противоречит постановлению о десятинах в Израиле.
В Числ.18:24 написано, что Левитам Бог не дал удела между сынами Израилевыми. Современные «Левиты» претендуют одновременно и на десятины, и на владение бизнесами, недвижимостью и т.д.

О приношениях десятин говорится в контексте всесожжений, жертв и возношений - 7 (Чис.18:26, Втор.12:6, Втор.12:11, Втор.12:17, Неем.13:5, Ам.4:4, Чис.18:24).
Почему, согласно этим текстам, обязательна десятина в наше время, но вместе с ней не исполняются всесожжения?

Упоминаний в отношении Церкви - 0. Вдумайтесь в эту цифру.

В иудаизме десятины (а не десятина, потому их несколько разновидностей) приносятся только в Храм. Поэтому сейчас установленных заповедью десятин нету. Но есть другая заповедь — цдака — финансовая благотворительность. И на нее по постановлениям мудрецов выделяется сумма от 5 до 20% дохода (после налогообложения). Поскольку в среднем принято давать порядка 10%, по-простому называют это маасерет ксафим «денежная десятина». Но формально, с точки зрения законов Торы, это не десятина, а другая заповедь.
(Alexey Bogatkin)

P.S. Наверное, нужно уточнить по моменту, о котором рассуждал Шауль: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» (1-е Коринфянам 9:7)
На поддержку изучения Торы, как и на благотворительность идет денежное приношение. Так было и остается в Израиле. И, как уже говорилось, хоть этот обычай называют маасерет ксафим - денежная десятина, но формально это другая заповедь - цдака - добровольное приношение, как писал Шауль: «Я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения.» (Деяния 24:17)
«При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние.» (1-е Коринфянам 16:1,2)


Обратите внимание «... отлагает, сколько позволит ему состояние». Маасер в Израиле отделяется как обычай, но не как обет. Хафец-Хаим пишет, что тот, кто начинает отделять маасер, должен делать это, не принимая на себя обет, то есть, произносить «бли недер» («без обета»).
В своде еврейских законов «Шульхан Арух» (Йоре Деа 249) сказано: «Сколько дают на цдаку? Если рука человека достает (то есть если его доходы позволяют) — то по потребностям бедных. А если человек не имеет такой возможности, самым лучшим исполнением заповеди является отделение пятой части заработка. Десятая часть заработка — «среднее качество». Меньше этого — «плохой глаз» (то есть такой человек скуп)».

Хафец Хаим в своей книге Аават Хэсэд (часть 2, глава 19) пишет: из сказанного в мидраше Танхума (Ръэ 18) следует, что в основном денежную десятину надо расходовать на поддержку изучения Торы. Поэтому хорошо отдавать десятину организациям, которые занимаются распространением Торы, преподаванием Торы людям.
Желательно распределить деньги маасера на несколько целей, так, чтобы они шли и на Тору, и на добрые дела.

Как отделяют маасерет ксафим и на какие нужды идут эти деньги описано в статье.

 
BenhorinДата: Среда, 25.03.2020, 10:00 | Сообщение # 18


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Если есть у тебя силы и возможность спасти советом или действием, а ты делаешь вид, что не можешь, то эти твои силы и возможности будут уменьшены, согласно принципу «мера за меру».
(Раби Шауль Вагшал)

«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.» (Притчи 19:17)

«Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.» (Притчи 11:24,25)

«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.» (2-е Коринфянам 9:6-11)

«Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.» (Галатам 6:9)
 
BenhorinДата: Среда, 03.06.2020, 05:43 | Сообщение # 19


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Говорил рабби Ицхак-Меир из Гур:
- Сказано в Торе: «Не видели друг друга и не могли подняться на ноги...» (Шмот 10:23) - тот, кто, глядя на ближнего, не видит его, не способен подняться на ноги.

«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.» (Галатам 6:10)

Тора предписывает нас заботиться о нуждающихся. Мудрецы учат, что достаток дается человеку для того, чтобы поддержать бедных. Всевышний и Сам способен помочь неимущим, но Он хочет, чтобы эту великую заповедь выполнили именно люди.

Бедный человек страдает дважды. Во-первых, ему не хватает средств на покупку необходимой еды и других важных вещей. Во-вторых, и это не менее важно, он теряет свой социальный статус и свое общественную значимость!

В наши дни, когда многие потеряли работу или свой привычный доход, мы как никогда должны больше заботиться друг о друге и усилиться в заповеди помощи нуждающемуся!

 
BenhorinДата: Вторник, 23.06.2020, 04:25 | Сообщение # 20


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
«Ему будут принадлежать посвящения каждого человека: если человек отдаст что-либо коэну, то ему оно и будет принадлежать.» (Бемидбар 5:10)

Рав Галинский рассказывал о том, как находился в лагере: «Я помню, когда мы были в Сибири, после тяжелого дня изнуряющей работы, сидели и разговаривали. Были там с нами братья Понские, миллионеры из Ковно (Каунас). Коммунисты не только отобрали у них все их имущество и превратили их в круглых бедняков, но еще и сослали в Сибирь.

Сказал один брат: «Двум людям я не могу простить: нашему раву, автору книги “Двар Авраам”, и раву из Поневежа!»

Я удивился: «Как раввины виноваты в твоей беде?»

«Они бывали у меня дома не раз, — рассказал тот, — просили пожертвование на поддержку Торы, на помощь бедным. Я всегда давал приличные суммы. Но они рассказывали, как многочисленны нужды народа, просили добавить. Вот я сейчас и сержусь на них: почему они не приходили ко мне с пистолетом! Коммунисты вот пришли с пистолетом, и все забрали. Разве не лучше было раввинам отдать?»

А другой брат добавил: «А мне, знаешь, что больнее всего? Что коммунисты ограбили нас и забрали все имущество, которое копилось тяжким трудом на протяжении трехсот лет! Когда я об этом думаю, мне плохо становится: получается, что и я, и мой отец, и мой дед, и отец и дед моего деда – все трудились на них!»

Когда я приехал в Святую Землю, рассказал об этом раву из Поневежа. Он хорошо помнил этих братьев. Рав грустно сказал: «Когда я уговаривал и даже требовал от них добавить еще денег на пожертвование, они оправдывались: мол, если мы все раздадим на поддержку Торы и помощь бедным, что нам останется? Я говорил им: “Наоборот, то, что вы даете – то вам и останется!” А они улыбались...»
(По материалам beerot.ru)

«Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки.» (Псалтирь 111:9)

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Матфея 6:19-21)


 
BenhorinДата: Понедельник, 06.07.2020, 05:10 | Сообщение # 21


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Если ты можешь пройти мимо нужды человека, то Богу уже все равно, сколько часов ты молишься, постишься и как красноречиво проповедуешь...
(Уильям Макдональд)

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.» (Матфея 5:42)

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается.» (Второзаконие 15:7,8)

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?... Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?... Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» (Иакова 2:14-26)
 
BenhorinДата: Среда, 14.10.2020, 08:37 | Сообщение # 22


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Если вы подали нищему и говорите ему – «ты», то это не подаяние, а плата за хамство.

Пришел как-то к раввину человек и говорит:
– Ребе! Вчера у меня с друзьями вышел спор. Мы шли по улице и увидели нищего. Я собрался подать ему. Но один из друзей сказал, что это, скорее всего не нищий, а предприниматель, с хорошим и стабильным заработком, не меньше, а то и больше моего. И что подавать ему – обманывать себя и свою семью.

Второй сказал, что, скорее всего это на самом деле нищий. Но полученные деньги он пропьет. А значит, если подать, то навредить ему. Вот если бы он потратил деньги на еду или одежду. А так...

Пока они спорили, я подошел к попрошайке и сказал: «Если ты действительно нищий, если потратишь деньги на еду, дам тебе полтинник». Он тут же поклялся, что самый настоящий нищий, что купит себе хлеба и колбасы. Взял купюру и куда-то побрел. Так вот, рассудите, кто из нас прав?

– Давай рассуждать вместе. Если ты даешь кому-то деньги и требуешь, чтобы он за это что-либо сделал, как это называется?

– Плата за работу. Я даю, мне делают.

– Верно. Так почему твой второй друг считает, что давая нищему и требуя от него выполнения своей воли: купить еду или одежду – это не то же самое? Почему не лекарства, не детская коляска или еще что-нибудь? Он решил купить исполнение своей воли, лишая человека возможности свободного выбора.

Все в этом мире дает Всевышний, благословен Он. Но разве Господь требует от тебя за это только Богоугодных дел? Ты сам выбираешь что делать, как и когда. Ты сам решаешь, как распорядиться тем, что тебе дано. Понимаешь? Святой, благословенно Имя Его, не ограничивает твоей воли! Так почему кто-то решил, что может поступать иначе?! Так что скажи своему другу, что если деньги, которые он дает – его, пусть оставит их себе. Если деньги, которые он дает – уже не его, нечего ими распоряжаться.

Теперь насчет первого. Как у него с достатком?

– Очень неплохо. Своя фирма. Хороший и стабильный заработок.

– Рад за него. Но передай ему следующее. Если кто-то просит, значит, нуждается. Мы все просим. Просим у Господа потому, что считаем, что нуждаемся. Разве твой друг, имея «хороший и стабильный заработок», не просит? Разве милость Всевышнего получают только бедные? Хочешь милости Господа, окажи милость ближнему. Поделись, и Он вернет тебе больше.

А теперь подумай, разве когда берешь себе, мучаешься вопросами – кто дает, за что, на какие цели? Ты берешь и берешь побольше. Так и не задавайся вопросами, когда отдаешь. Запомни – подавая милостыню, кладешь в свой карман.

– Ребе, я понял! Пойду, расскажу друзьям.

– Подожди. Есть еще одна неувязка. Если вы подали нищему и говорите ему – «ты», то это не подаяние, а плата за хамство.
(Хаим Пинхас Гольдшмидт, hpgold.ru)

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.» (Матфея 5:42)

 
BenhorinДата: Вторник, 17.11.2020, 09:15 | Сообщение # 23


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Как-то раз пошел маггид из Дубно собирать цдаку (благотворительность) для бедных. Пришел он к одному богачу, а тот захотел отделаться от него маленьким пожертвованием. Когда маггид намекнул ему, что не пристало богатому так поступать и что другие, беднее его, дали значительно больше. Сказал богач:
— Может быть, это и верно, но я завещал большую сумму бедным.
На это маггид ответил:
— Крестьяне выращивают кур и свиней. Курица несет по маленькому яйцу в день, а свинья дает много сала и мяса. Несмотря на это, все любят кур, даже разрешают им прыгать и перелетать по комнатам, а свинье отводят место подальше от дома. Что такого в свинье, что от нее стараются быть подальше, несмотря на всю выгоду, которую она приносит? Послушай, я скажу тебе: курица дает то, что у нее есть — хоть это и небольшое богатство — сразу и каждый день, а свинья, наоборот, дает много, но только после смерти.

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.» (Луки 12:16-21)


 
BenhorinДата: Четверг, 25.02.2021, 15:57 | Сообщение # 24


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Пришел как-то к раввину человек и говорит:
- Ребе! Я не часто бываю в синагоге, но меня вынудил к вам прийти один вопрос. Недавно я первый раз посетил Израиль. Мне все очень понравилось. Но вот посещение Стены Плача оставило такой осадок. Ко мне чуть не подбежали какие-то хасиды и стали, мягко говоря, просить денег. Даже за руки хватали. Дай, дай, дай. Очень, знаете ли, неприятно. Так вот у меня и вопрос. Что это все такое?! И разве нельзя навести порядок у такого святого места?!

- А зачем ты пошел к Стене Плача? Там ведь ничего примечательного нет. Ряды камней и все.

- Как зачем?! Я подготовил записку с просьбами к Богу. И хотел спокойно ее положить. Понимаете, спокойно. Постоять, закрыв глаза. Что бы никто не мешал. А там...

- То есть ты подошел, закрыл глаза и стал просить у Господа нашего, Благословен Он: «Дай здоровья, дай счастья, дай благополучия, дай... дай... дай...». И не просто – дай, а еще и за руку дернул – записку в Стену Храма положил.

Как же так?! Ты просишь у Владыки вселенной всего, а сам не хочешь дать ничего. Даже шекеля. И не просто не хочешь, а еще и раздражают тебя просьбы бедных. Выгнать бы их всех от святого места подальше, чтобы не мешали достойным людям милостыню у Бога просить.

Все в этом мире принадлежит Всевышнему. И все, что есть у тебя, у меня, у каждого – дает Он. Но у тебя есть возможность принести в мир частицу справедливости. Давать бедным. Вернее, отдавать часть полученного. Это и есть цдака. Из всех заповедей только цдака позволяет человеку приблизиться к свойствам Творца.

- Это как?

- Я уже говорил тебе, все дает Господь. Но когда ты даешь бедным, это даешь ты, а не Бог. Это простое действие превращает материальное в духовное, возвышая человека до свойств Творца. Именно поэтому в Талмуде сказано: «Цдака равна всем другим заповедям, взятым вместе». (Бава батра 9б) Понимаешь – всем!

К тебе подошли и сказали: «Дай». Это тебе сказали: «Исполни заповедь». Тебя схватили за руку: «Дай». Это тебе сказали: «Опомнись. Всего одна заповедь в обмен на все». Но ты ничего не услышал. Я тоже хочу сказать тебе: «Дай!»

- В каком смысле?!

- «Дай» на иврите значит – хватит. Хватит жить представлениями о мироустройстве. Пора перейти к знаниям. И тогда, стоя у Стены Плача, ты будешь видеть не просящих, а Храм, в который ты войдешь вместе с ними.
(Хаим Пинхас Гольдшмидт, hpgold.ru)

«Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.» (Исаия 58:7,8)

 
BenhorinДата: Суббота, 29.05.2021, 10:29 | Сообщение # 25


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
«Благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть (מַעֲשׂר) из всего.» (Бытие 14:20)

Десятая часть - מַעֲשׂר - маасер. Это первое упоминание о десятине. Отделяющий маасер признает, что все, приобретенное им, получено в дар, и выражает благодарность Творцу, источнику всех благ. Отделив десятину от своей военной добычи, Авраам признает, что победу ему даровал именно Всевышний, Бог, чьим священником был царь Шалема.

Когда мы зарабатываем первый флорин, мы еще способны переживать свою удачу, мы вспоминаем о былой бедности, и сердца наши преисполняются благодарности к Богу. Но десятый, сотый, тысячный флорин уже кажутся само собой разумеющимися. Акт отделения маасера призван напоминать нам, что десятый, сотый и тысячный флорин — точно такие же дары Божественного Провидения, каким был самый первый заработанный нами флорин.
(Рав Шимшон Рафаэль Гирш)

 
BenhorinДата: Воскресенье, 13.06.2021, 12:33 | Сообщение # 26


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Недавно была одна неприятная ситуация в одной из церквей с сестрой одной. Одна пожилая сестра, по причине того, что пенсия маленькая, не смогла дать десятину. Ну и вызвали ее на ковер и довели старушку до слез. И эта сестра заступилась за нее. И там произошла схватка, «бои по Писанию», ну и по Малахии отчитали эту сестру по полной, и она не знает, как дальше жить… Она просила молиться, так как она уже сомневается, все ли правильно идет или нет… Вот такая ситуация… Наверное, для многих знакомая…

Давайте начнем с Марка с 12 главы: «И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, - сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.» (Марка 12:38-44)


И все наше отношение к этой притче зависит от того, откуда мы начинаем читать. Здесь Йешуа говорит, что есть некоторые книжники, которые поедают домы вдов. То есть выгребают у вдовы последнее. И тут же показал пример. Вот смотрите. Вот вдова — она приходит и кладет все дневное пропитание. Богатые кладут богатые дары. Но кому-то понадобилось выжать еще из этой бедной вдовы ее две лепты. Вдова безусловно дала больше всех, и за это благословения на ней. Но здесь нет слов «блаженна она», нет слов «идите и делайте так», здесь нет одобрения этой вдовы, а есть можно сказать даже сострадание к этой вдове, из которой выжали последнее. Есть какие-то люди, которые заставляют человека в нужде, в бедности, вынуждают его все равно давать деньги, выдавливать деньги из вдовы.

Была ситуация, когда один служитель из Прибалтики спросил меня похожий вопрос, что у них бабушки с пенсиями 40-50 евро. И эти бабушки приходят, и как праведные женщины свои 4-5 евро десятины кладут в конверт. И этот служитель говорит, что не знает, что ему делать, потому он понимает, что им на жизнь не хватает. Вроде бы есть заповедь десятины, и как быть? Мы с ним говорили, и я ему сказал давать помощь от общины. Пусть она дает свои 4 евро, раз она так научена, но помогите ей от общины 50 евро. Но этого не происходит…
То, что здесь говорит Йешуа в притче со вдовой, то, что выжимают последнее. Вдова здесь просто как пример. По тем временам, когда Йешуа это говорил, вдова была самой незащищенной прослойкой общества. То есть, есть осуждение тем, кто выдавливает последние деньги.

Многие люди, когда такое происходит, сильно разочаровываются в том, что происходит с деньгами в собрании. Появляются вопросы, мое ли это собрание? Написано, принесите десятины в Дом Господень, - а где этот Дом Господень? А если я не чувствую, что сюда можно давать? Куда же давать?
Давайте начнем с того, что десятины приносились не из денег, а из плодов страны Израиля. То есть, если ты в Израиле вырастил 100 тонн винограда — 10 тонн — твоя десятина. А если у тебя при этом работали работники? Ты выходил и нанимал работников и давал им по динарию, и они получали 25 динариев в месяц. Должны ли они с этой зарплаты давать десятину? Ответ — нет, потому что ты заплатишь со своего винограда. То есть, наемный работник десятину не платил. Он давал то, что называется цдака. В 15 главе Дварим написано: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается.» (Второзаконие 15:7,8) То есть кроме заповеди десятины у тебя есть еще заповедь помогать бедному.
Сегодня, когда нет Храма и некуда принести плоды страны Израиля, чтобы не забыть заповедь о десятинах, установили приносить и отдавать на какие-то добрые дела денежный маасер, денежную десятину — и это уже традиция. То есть сегодня в ортодоксальном иудаизме нет этой заповеди, потому что Храма нет, десятина не приносится, а приносится эта десятина, как пожертвования на бедных, на места учебы, на какое-то доброе дело.
Кто такой бедный? Это тот, у которого нет достатка, чтобы жить так, как достойно живут в твоей стране. То есть, если, например, в твоей стране у человека есть три перемены одежды, и он кушает три раза в день горячую еду, то человек, у которого этого нет, - он бедный человек и ему надо помочь, чтобы у него это минимальное достоинство было.

Еще один совет из Коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.» (2-е Коринфянам 9:7) То есть, если тебя в сердце что-то огорчает, или ты чувствуешь принуждение, то не надо давать, ибо доброхотно дающего любит Бог — в оригинале «жертвующего с весельем». Если ты пожертвовал деньги 10 евро, 50 евро, 5000, и тебе стало весело на душе, вот тогда отделяй. Здесь не про то, что надо заставить себя веселиться. А если тебя там принуждают, если ты чувствуешь, что на тебя давят, если чувствуешь, что тебя, не дай Бог, шантажируют какими-то проклятиями…
Человек должен не сжимать свою руку, должен давать туда, где ты почувствуешь радость от того, что ты даешь. Бог возлюбил того, кто дает с радостью. У Бога денег хватает. Он может распределять финансы очень хорошо. Богу нужна радость дающего, веселье, радость — вот, что нужно. И поскольку сегодня нет Храма, нет служения, то прежде всего любой человек может дать бедному, нуждающемуся, может дать тем, кто учит Писанию, тем, у кого ты получаешь духовный хлеб. Как Павел говорил, что делитесь всяким материальным с тем, у кого вы получаете духовное.

 
BenhorinДата: Среда, 30.06.2021, 20:27 | Сообщение # 27


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Человек подобен Святилищу: «И пусть сделают ковчег кедрового дерева.» (Шмот 25:10)
Заслуга шестов Ковчега: «В кольцах ковчега пусть будут шесты, не отстранятся от него.» (Шмот 25:15)

В том, чтобы не забылась Тора, есть заслуга не только тех, кто ее постоянно изучает, – не меньше заслуга и тех, кто их поддерживает. Всевышний пообещал, что награда тех, кто поддерживает мудрецов, будет равна в будущем награде самих мудрецов.

Как известно, Ковчег Завета, вмещающий скрижали, уподобляется изучающим Тору, а шесты Ковчега – поддерживающим ее. Сказано: «В кольцах Ковчега пусть будут шесты, не отстранятся от него». Даже когда Ковчег Завета находился в Святая Святых Храма, шесты продолжали оставаться в кольцах Ковчега.
Тем, кто поддерживает мудрецов Торы, нельзя прекращать делать это. В награду за это в мире грядущем поддерживающий Тору разделит удел изучающего. Как сказали мудрецы наши о стихе «Радуйся, Звулун, выходя, и Иссахар – в шатре своем». Радуйся, Звулун, выходя из этого мира, ибо в мире грядущем ты будешь в одном шатре с Иссахаром.
(По материалам beerot.ru)

«Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.» (Галатам 6:6)

«Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.»
(1-е Коринфянам 9:7-14)


 
BenhorinДата: Понедельник, 09.08.2021, 10:46 | Сообщение # 28


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Сегодня, при первой возможности оказать кому-то милосердие, подумаю о нем, как о члене своей семьи.

«Сказано тебе, человек, что добро и что требует от тебя Бог — только поступать справедливо, любить хесед (חֶסֶד) и ходить скромно пред Богом твоим» (Миха 6:8).

Хафец Хаим учит, что мир был основан на хеседе - милосердии. Все связаны друг с другом способностью давать и временной необходимостью принимать — это объединяет людей тканью сострадания. Хесед имеет огромную ценность.

Но слова пророка учат нас тому, что хесед не конечная цель каждого, есть еще ахават хесед — любовь к хеседу, милосердию, любовь делать добро, которая возносит это мощное орудие служения Творцу к Небесам.

Хафец Хаим объясняет разницу между хеседом и любовью к хеседу. Каждый может это понять, если обратит внимание на свои мысли, сопровождающие доброе дело. Например, когда постучал в дверь человек попросить денег, может промелькнуть нехорошая мысль: «У меня нет сейчас на это времени» или «У меня сейчас не столько денег, чтобы их раздавать». Не хочет, чтобы заходили в его дом. Тогда то, что он даст, будет хесед — но не будет в этом ахават хесед.

Самый простой способ определить ахават хесед — представить, что человек ощущает, расходуя время и силы на семью. Хочет, чтобы костюм сына для бар мицвы был наилучшим: хорошо сидел, был хорошего качества и красивый. Гордится, когда видит сына в таком костюме, не чувствует, что потерял деньги на этом, а только благодарность и радость, что смог их дать.

Творец желает, чтобы у каждого было такое отношение к хеседу. Если мы выполняем эту заповедь с любовью и энтузиазмом, мы обретаем большие силы — намного больше, чем дает хесед только по обязанности.
(По материалам toldot.ru)

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.» (2-е Коринфянам 9:7)

«Люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.» (Левит 19:18)


 
BenhorinДата: Вторник, 09.11.2021, 12:51 | Сообщение # 29


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается.» (Второзаконие 15:7,8)

Следует считать, что его деньги тоже принадлежат Богу. Поэтому, фактически, дать ему взаймы - это ваш долг. Занимателя нельзя рассматривать просто как индивидуума; его необходимо считать неотъемлемой частью общины Бога, которую Тот стремится построить на волшебной силе обязательства. 
Когда Бог впервые даровал рабам в Египте право владения собственностью по праву их статуса человеческих существ, Он сплотил индивидуальности в общину не одной только силой личной потребности, но силой долга, которая связывает их вместе как членов одного общества. Не тот, кто менее богат, должен обратиться за помощью к своему более состоятельному брату; нет, долг более удачливого человека в том, чтобы отыскать ближнего, который мог бы получить пользу от его избытка. 
Богатые нуждаются в бедных гораздо больше, и в гораздо более высоком смысле, чем бедные в богатых. Все, что бедняк может получить у богача - это материальная помощь. Но для богатого человека, нуждающийся - это, фактически, средство, которое дает ему возможность исполнить возвышенную духовную и моральную задачу: заплатить Богу ту дань, которую Он ожидает от него в ответ на каждый дарованный Им грош. 
Давая нам возможность стать владельцами собственности, Бог оставил за Собой право использовать нашу собственность в Своих целях. И первейшим облагодетельствованным лицом должен стать «Его народ», общество, которое будет создано духом Его Закона. 
Этот дух - дух цдаки, еврейского представления о праведности как о долге, который и по сей день является причиной чудесного выживания евреев как нации и который находит свое самое сильное выражение в нашей обязанности давать деньги тем, кто в них нуждается. Это, кроме того и тот дух, который призван оттеснить любые попытки истребования процентов.
Обязанность ссужать деньги без процентов - это скала в том гранитном фундаменте, на котором покоится социум еврейского народа...
(Рав Шимшон Рафаэль Гирш)

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Матфея 25:34-40)


 
BenhorinДата: Вторник, 11.01.2022, 11:34 | Сообщение # 30


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
В Талмуде рассказывается, что «раби Элазар давал монетку бедняку и после этого приступал к молитве», ведь написано: «По справедливости (בְּצֶדֶק – бе-цедек) я увижу Твой лик» (Теилим 17:15). И там же объяснено: «Посмотри, насколько отличается Святой, благословен Он, от людей из плоти и крови! Если человек приносит богатый дар царю из плоти и крови, то еще неизвестно, примут ли его дар или нет, и позволят ли ему предстать перед лицом царя или нет.
Но со Святым, благословен Он, не так: человек дает мелкую монетку бедняку и удостаивается предстать перед лицом Шехины, как написано: «В силу справедливости (בְּצֶדֶק – бе-цедек) я увижу Твой лик» (Бава Батра, 10а).
В приведенном стихе псалма употреблено то же слово цедек, что и в упомянутом выше стихе «Справедливость (צֶדֶק – цедек) пойдет впереди...» (Теилим 85:14), где, согласно приведенному выше толкованию, это слово подразумевает цдаку. Так и здесь, благодаря цдаке, то есть «бе-цедек», человек удостаивается предстать в молитве перед лицом Творца.
(По материалам beerot.ru)

«Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.» (Исаия 58:7,8)

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.» (Матфея 5:42)


 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » צדקה - Цдака - благотворительность
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск: