[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 29 из 29
  • «
  • 1
  • 2
  • 27
  • 28
  • 29
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » תורה - Знатоки Торы
תורה - Знатоки Торы
BenhorinДата: Вторник, 07.05.2024, 12:51 | Сообщение # 421


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Откуда взялся обычай носить кипу?
Более глубокая причина того, что обычай носить кипу укоренился во всем еврейском народе, заключается в том, что кипа служит заменой тфилин. Ведь согласно Торе, существует заповедь носить тфилин в будни в течение всего дня, потому что тфилин – это знак для народа Израиля, что он неразрывно связан со Всевышним. Об этом сказано: «И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы было учение Господне в устах твоих, что рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта.» (Шмот 13:9)
Между тем суббота и праздники - Йом тов - тоже названы в Торе знаком. Посредством святости, которой наделены эти дни, они выражают особую связь между Всевышним и народом Израиля. Поэтому в субботу и Йом тов не накладывают тфилин (Шульхан арух, 31, 1).
Однако поскольку тфилин обладают величайшей святостью, мудрецы постановили, что запрещено есть с наложенными тфилин, из опасения, что человек может захмелеть, забыть о тфилин и нарушить их святость. Также мудрецы запретили носить тфилин в темное время суток, чтобы человек случайно не заснул с наложенными тфилин (Шульхан арух, 30, 2 и 40, 8).
Более того, в эпоху поздних законоучителей уже укоренился обычай накладывать тфилин только во время утренней молитвы, из опасения нарушить их святость. Этот обычай основывался на словах мудрецов: «Всякий, кто накладывает тфилин, должен быть чист, как Элиша, имевший крылья» (Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 49а). А мудрецы Иерусалимского Талмуда добавляют: «Всякий, кто не подобен Элише, имевшему крылья, пусть не накладывает тфилин» (Трактат Брахот, 2, 3).
Вместо этого в народе Израиля распространился и был принят обычай покрывать голову кипой, в знак богобоязненности. Кипа как бы ограничивает человека и напоминает ему, что над ним есть Бог...
(По материалам Жемчужины Ѓалахи)

Говорит ли Тора о том, что верующие должны носить кипу?
Хотя кипа и символизирует в глазах неевреев еврейскую религиозность, но ее ношение — обычай, а не закон. Нигде в Торе евреям не предписывается покрывать голову. В XIV веке у видного польского раввина раби Шломо Лурия спросили, можно ли есть, не покрывая голову, если страдаешь от головной боли. Раби Лурия ответил, что теоретически нет предписания покрывать голову даже во время молитв: можно произносить «Шма» и с непокрытой головой.

 
BenhorinДата: Четверг, 09.05.2024, 07:57 | Сообщение # 422


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Раскаяние Каина...
– В синодальном «Ветхом Завете» ни слова нет о раскаянии Каина, – сказала мне одна дама, знающая тот текст и традицию.
– Как это ни слова? – возмутился я, – говорит же он Богу: «ГРЕХ мой слишком велик, чтобы его снести».
– Где это Вы взяли? – возразила она. – Вот, как написано (и показала мне текст на айфоне): «И сказал Каин Господу: НАКАЗАНИЕ мое больше, нежели снести можно.» (Бытие 4:13)
– Да? – удивился я. – А ты посмотри в оригинале, на святом языке.

«И сказал Каин Господу: наказание (עוני) мое больше, нежели снести можно.»
Авон - עָוֹן - преступление, беззаконие, вина, наказание.

– И есть, – продолжал я, размышляя в этом направлении, - в Торе три названия греха: хет, авон и пеша. И объясняют, что хет совершают случайно – это, по сути, ошибка. Авон – преступление, но ненамеренное. А Пеша – злоумышленное преступление.
Творец предупреждает Каина, увидев его настроение: принеси свою жертву, как следует, и приму ее, как у Эвеля, но учти – у порога «хатат ровец» (крутится хет - грех). – То есть если ты так не сделаешь, как только переступишь порог своего дома, можешь согрешить - даже случайно.
Однако Каин не слушает предупреждения, как и его папа Адам, и убивает Эвеля, которому позавидовал.

Мы могли бы сказать: вот классический пример «пеша», злонамеренного убийства, за которое полагается смертная казнь, по принципу «кровь за кровь».
Однако Каин, прося Творца о снижении меры наказания, называет свой грех «авон».
Преступники обычно стараются преуменьшить свой грех – это не ново, так поступили и его родители.
Но еврейская традиция солидарна с ним: это авон.
Как рассказывает мидраш, бить Эвеля и даже устранить он хотел. Но не убивать – поскольку не знал еще, что такое убийство, и что оно может произойти в результате его действий. Не было такого прежде.

А после вынесения ему наказания Каин действительно пугается его тяжести, отказывается от первоначальной наглости и признает свою вину.
И тогда Творец смягчает суд, как если бы он совершил хет, грех по ошибке (как в Йом Киппур: раскаяние, тшува из страха перед Богом снижает грех на ступень; а из любви к Нему превращает многие грехи даже в случайные ошибки).
Итак, синодальный перевод искажает смысл Торы. Что принципиально!

Однако эта неточность очень важна! Ведь в их традиции получается, что никто из людей до Авраама не сделал тшуву, не раскаялся – будто бы это было невозможно.
(Хотя славянский перевод, как нередко, шел здесь за еврейским оригиналом, ведь Кирилл и Мефодий даже ввели в азбуку еврейские буквы Ш,ש и Ц,צ (шин и цадик), а Иоанн Златоуст даже подчеркивал покаяние Каина. Так же и в украинском переводе говорится: «Більший мій гріх, аніж можна знести»)

С другой стороны, Тора ясно показывает в этой истории не неумолимого Судью, Бога мести, а Бога долготерпеливого, откладывающего возмездие, принимающего раскаяние и смягчающего суд чрезвычайно, даже братоубийце.
(Рав Гедалия Спинадель)

«Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный.» (Исход 34:6)

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.» (2-е Петра 3:9)


 
BenhorinДата: Пятница, Вчера, 10:31 | Сообщение # 423


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Животные не смотрят на звезды, и ангелы ограничены царством духа, но Человек есть мост Бога между небом и землей.
Наши тела образуются из пыли, а наши души являются сущностью Бога. Только мы можем смотреть на физический мир и видеть духовную жизнь и красоту. Мы, кто за пределами неба и земли, форма и материя, дух и тело — только мы можем соединить их.
(365 размышлений Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона)

«Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.» (Евреям 2:16)

«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас.» (Деяния 17:27)


 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » תורה - Знатоки Торы
  • Страница 29 из 29
  • «
  • 1
  • 2
  • 27
  • 28
  • 29
Поиск: