[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » פסח - Еврейские традиции праздника Песах
פסח - Еврейские традиции праздника Песах
BenhorinДата: Суббота, 09.04.2022, 20:19 | Сообщение # 16


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
«Не делай себе богов литых. Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.» (Исход 34:17,18)

Контраст между еврейскими праздниками и языческими представлениями формулируется и в Талмуде (Песахим 118а): «Тот, кто пренебрегает праздниками, как будто предается идолопоклонству, ибо написано: "Не делай себе литых богов", а сразу вслед за этим: "Праздник Мацы соблюдай"».
(Рав Шимшон Рафаэль Гирш)

«И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу.» (Исход 12:26,27)

«И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства.» (Исход 13:14)

«Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.» (1-е Коринфянам 5:7)

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.» (1-е Коринфянам 11:26)


 
BenhorinДата: Суббота, 09.04.2022, 20:22 | Сообщение # 17


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Вы знаете, друзья, наши дети так святы. Все наши дети — как маца. К сожалению, мы вкладываем в них хамец, оправдывая себя тем, что мы хотим, чтобы они поднимались и росли. Мы хотим, чтобы они были более культурными. Но на самом деле нам нужно совсем не это. Нам нужно быть евреями мацы — евреями сути.

Каждый Песах свят, очень свят. Все, что мы можем дать нашим детям в течение всего года, не сравнить с тем, что мы можем дать им за одну минуту Седера.

Я помню, когда мы все были еще маленькими: я, мой брат-близнец и сестра — отец говорил нам в пасхальную ночь:

— Дети, сегодня вы сидите за столом Всевышнего. Это не мой стол, это стол Всевышнего. За таким столом вы должны вести себя по-другому.

Когда я вспоминаю своего отца, больше всего я его помню именно в ночь Седера. И мой отец делал свой Седер, как мой зейде, дедушка, который делал это, как его отец. Седер — это ночь серьезности, святости, осознанности.

Некоторые из нас так переживают, чтобы дети были религиозными. Но первым делом, надо сделать из них иден, евреев. Ведь Шавуот, дарование Торы, приходит позже. Сначала приходит Песах. Главная идея Песаха — это «и расскажи сыну своему». Песах — это ночь, когда мы с великой любовью передаем детям еврейство, идишкайт.

Ве-hэйшив лев авот аль-баним — «и сердца отцов вернутся к детям». Пасхальная ночь — это время, чтобы молиться о своих детях. Самая глубокая наша святость — не только в том, как мы соблюдаем субботу и едим мацу. Самая глубокая святость — это то, как мы молимся за наших детей.
(Рав Шломо Карлибах)

 
BenhorinДата: Суббота, 09.04.2022, 20:25 | Сообщение # 18


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Рецепт еврейской души
Более 3000 лет тому назад Всевышний повелел нашим предкам в праздник Песах есть мацу – пресный хлеб – и запретил употреблять в пищу хамец – квасное. Оба эти закона являются заповедями Торы, действующими вплоть до наших дней. В чем же принципиальное отличие мацы от хамеца? Ведь и первое, и второе создается из муки и воды. Так чем же пресный хлеб «лучше» квасного? И в чем смысл запрета на хамец?

Хамец делается из теста, которое взошло – то есть поднялось и увеличилось в размерах. В учении хасидизма хамец символизирует человека высокомерного и эгоистичного. Маца – хлеб из теста, которое не забродило, не поднялось, не выпятило самое себя и сохранило такое состояние после выпечки. Маца намекает на «битуль» – одно из главных качеств, порождаемых в еврее его божественной душой: неощущение собственного существования перед лицом Всевышнего.

В написании на иврите слова хамец חמץ и маца מצה пишутся почти одинаково. Вся разница между ними заключена в одной букве: ח в слове хамец и ה в слове маца. Да и сами эти буквы очень похожи друг на друга. Обе они состоят из трех линий и открыты снизу.

К этому небольшому просвету снизу относятся слова Торы «у входа грех лежит» (Брейшит 4:7), намекающие, что греховность проникает в человека через самые низменные сферы его естества – грубость, лень, зависть и тому подобное. И лишь когда преступные мысли, поселившись в сознании человека и в его сердце, освоившись на новом месте, начинают воплощаться в жизнь, тогда человек (не дай Бог) становится грешником на практике.

Неужели у такого человека уже нет шансов вернуться к соблюдению Законов Торы и снова стать «кошерным»? Разумеется, такая возможность у него есть! Но давайте обо всем по порядку.

Как мы уже сказали, буква ח закрыта со всех сторон, кроме низа, поэтому греховность, войдя снизу, не может просто покинуть человека. Всякий раз, пытаясь выйти вниз, грехи порождают новые грехи. Такая буква указывает нам на хамец.

Обратим внимание на букву ה: кроме отверстия внизу, она имеет еще один небольшой просвет в левом верхнем углу. Это и есть дорога к раскаянию – путь наверх, путь к Богу. Такая буква намекает нам на мацу.

Для человека, похожего на хамец, его собственная гордыня становится помехой для покаяния. Ведь первым и обязательным условием для раскаяния является признание ложности и неразумности прежних своих поступков, направленных против Воли Творца. Именно поэтому на иврите «покаяние» и «возвращение» – это одно и то же слово. Ведь как может каяться тот, кто всегда прав, а вернуться – тот, кто никуда не уходил?

Но для человека, похожего на мацу, нет никаких препятствий для возвращения к Всевышнему. Ведь он скромен и поэтому не станет искать оправдания своим ошибкам. А если (не дай Бог) он согрешит, то незамедлительно и от всего сердца признает свою неправоту, устремившись наверх – к своему Небесному Отцу. Это и есть истинное возвращение и раскаяние, которые обеспечивает нам маленькая дырочка в букве ה.

Вглядимся же в мацу и увидим эти крошечные дырочки, сквозь которые Всесильный вытащил наших предков из египетского рабства. Смог вытащить, потому что наши предки сами были «мацой» – скромным продуктом, почти не занимающим места. Вытащил из Египта и обязательно вытащит из последнего изгнания весь народ Израиля. Ибо такие люди не только не портят праздник, но по праву считаются украшением Пасхального стола.
(По материалам ru.chabad.org)

 
BenhorinДата: Суббота, 01.04.2023, 11:09 | Сообщение # 19


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Кто был тем человеком, который предоставил Иисусу горницу, где Он провел Свою последнюю «тайную» вечерю со Своими учениками? Почему он не назван по имени? Почему хозяин дома не участвовал в вечере?

Когда я прочитал этот вопрос, в голову тут же пришел ответ «Никодим», который я тут же и написал в комментариях, не особо размышляя. Но потом пришлось задуматься, а почему именно Никодим? Попробую собрать здесь все мысли, которые пришли в голову в процессе обсуждения данного поста.

Сначала прочтем внимательно отрывок из Марка:

«И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: "Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?" И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.» (Марка 14:13-17)

Вспомним, что к этому времени власти уже приняли решение об аресте Иисуса: «И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить» (Марка 14:1). Поэтому место вечери должно было остаться втайне от представителей властей. Именно поэтому Иисус приходит туда вечером, под покровом темноты (Марка 14:17).

Интересны и детали подготовки к вечере. «Встретится вам человек, несущий кувшин воды», – говорит Иисус. Это интересная деталь. Вероятно, ходить по воду было женской работой, потому очень нечасто можно было встретить в городе мужчину с кувшином воды (иначе вероятность перепутать его с кем-то другим была бы достаточно велика). Но, с другой стороны, это не было чем-то из ряда вон выходящим, чтобы привлечь пристальное внимание окружающих. Поэтому кувшин – это своеобразный пароль, который сообщает Иисус ученикам.

Несомненно, человек с кувшином не мог самим быть хозяином дома, о чем нам и говорит евангелист. «Последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома» - то есть, хозяин находился в доме, куда привел учеников посланный им слуга с кувшином.

Заметим, что это должен был быть достаточно большой дом. Как минимум, в нем должны были разместиться 12 учеников с Иисусом. Но, возможно, людей было больше. Вспомним, что вместе с Иисусом в Иерусалим из Галилеи пришли еще и женщины. Не ночевали же они на улице? Так что, по-видимому, это должен был быть большой дом в городе, и хозяин его был человеком достаточно богатым.

Фраза «… покажет вам горницу большую, устланную, готовую…» говорит о том, что горница готовилась заранее. Это был не экспромт.

Но почему хозяин горницы не назван по имени?

Это легко можно понять из общей ситуации. Решение об аресте Иисуса и последующем суде над Ним как над государственным преступником уже принято. Предоставление в такой ситуации Иисусу и Его ученикам тайной резиденции – это прямой вызов и неповиновение верховной власти. Человек этот был явно богат и известен, и, вероятно, о решении совета уже знал. Поэтому разглашение его имени могло быть просто для него опасным.

Замечу, попутно, что тайная вечеря – это не единственное место в евангелиях, где упоминается этот дом:

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Иоанна 20:19)

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!» (Иоанна 20:26)

«Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.» (Деяния 1:12-14)

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.» (Деяния 2:1,2)


Скорей всего, в евангелиях и Деяниях идет речь об одном и том же месте. Вряд ли бедные рыбаки из Галилеи имели возможность менять дома и горницы в столице страны Иерусалиме, да еще в праздник, при огромном стечении народа.

А это о многом говорит. Значит, хозяин дома бы не просто «отельером», но - тайным и верным последователем Иисуса, который не побоялся предоставить Ему свой дом, несмотря на начавшиеся уже преследования, и сохранивший верность Ему и Его Пути и после казни Иисуса.

Вклад, который внес этот человек в становление Церкви поистине неоценим. Ведь именно в его доме произошло сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы!

Могло ли имя такого человека просто исчезнуть? Наверное, могло, но я так не думаю. Человек, обладающий положением, являвшийся учеником Христа и сохранивший Ему верность и после Его смерти, должен был проявить себя после казни Иисуса. И имя его должно бы появиться в евангелиях.

И мы видим двух человек, которые появляются в евангельском повествовании в этот момент: «Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова» (Марка 15:43) и Никодим, который участвовал в погребении и принес «состав из смирны и алоя, литр около ста» (Иоанна 19:39).

Полагаю, что дом, в котором собирались ученики, принадлежал одному из них. Из них двоих я сразу выбрал Никодима (ведь Иосиф был из Аримафеи, а не из Иерусалима). Но сейчас я думаю, что Аримафейским его называют только по месту рождения. Ведь Матфей прямо указывает, что гроб принадлежал Иосифу: «положил его в новом своем гробе, который высек он в скале» (Матфея 27:60). Значит, Иосиф постоянно жил в Иерусалиме, и планировал быть здесь похороненным.

Учитывая, что о Иосифе сообщают все четыре евангелиста, а о Никодиме – только Иоанн, возможно, он и был тем человеком, кому принадлежала та горница.

Тут можно задать вопрос: Но если он сам так смело пошел просить тело Иисуса у Пилата, то почему же евангелист скрыл его имя как хозяина горницы?

Тут нужно вспомнить еврейские традиции погребения. Согласно Закону, даже казненные преступники не должны были оставаться непогребенными на ночь, так как это оскверняет землю, которая принадлежит Господу. Поэтому Синедрион должен был позаботиться не только о казни, но и погребении Иисуса, и, возможно, Иосиф и был тем самым «членом совета», который за это отвечал.
(Олег Сафонов, MyBible)

 
BenhorinДата: Суббота, 01.04.2023, 12:06 | Сообщение # 20


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Начинаем пасхальный Седер словами «Всякий, кто нуждается, пусть войдет и справляет Песах», ибо еврей не может быть по-настоящему свободным, пока несвободен его собрат.
(Ребе Менахем Мендл Шнеерсон)

Веселого и кошерного праздника Песах! Хаг самеах!
Всем духовного и физического выхода из «Египта»!

«Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» (Иоанна 8:34-36)

«Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.» (1-е Коринфянам 5:7)


 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » פסח - Еврейские традиции праздника Песах
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: