[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » Справедливый суд
Справедливый суд
BenhorinДата: Воскресенье, 12.03.2017, 13:19 | Сообщение # 1


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Не будь снисходителен к нищему в суде?
«Бедному не потворствуй в тяжбе его», Шмот 23:3 (Исход 23:3) – запрещение судье из жалости к подсудимому-бедняку выносить приговор в его пользу. Но следует судить и богатого, и нищего в равной степени справедливо – приговаривая виновного к установленным законом платежам.
Раши в своем комментарии к этому стиху пишет: «Не оказывай ему уважения, решая дело в его пользу и говоря себе: он бедняк, решу дело в его пользу и окажу [таким образом] ему уважение». То есть, Всевышний требует от судьи справедливого суда: он должен выносить только справедливые решения (не «дискриминируя» ни одну из сторон, в данном случае, по социальному признаку). В другом месте Тора уже запретила искажать суд (недельная глава Шофтим, Дварим 16, 19): «Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды…». Стих, который Вы привели, учит, что даже если судья хочет решить дело в пользу бедного несправедливо из «лучших побуждений» (например, судье жаль бедняка, несчастного человека, пришедшего к нему с тяжбой, и он хочет решить дело в его пользу, чтобы тот обрел достоинство), это делать запрещено. Потому что желание Торы — чтобы евреи всегда были привержены истине и справедливости. Сказано в главе Шофтим (там же, 20): «Правды, правды ищи…».
Есть еще один стих, который запрещает кривить судом даже из «лучших побуждений». Это стих в недельной главе Кдошим (Ваикра 19, 15): «Не делайте неправды на суде; не будь снисходителен к нищему и не угождай лицу великому: по правде суди ближнего твоего». Комментирует Раши: «Не будь снисходителен к нищему — чтобы не сказал судья: “Это бедняк, и богатый обязан давать ему пропитание. Решу дело в его пользу, и будет ему пропитание без унижения”. …и не угождай лицу великому — чтобы не сказал ты [судья]: “Это богач, это сын больших людей, как я опозорю его и увижу его позор? За это можно и поплатиться”. Поэтому сказано: “…и не угождай лицу великому”».
Талмуд в трактате Сангедрин (6а) обучает нас, как должен вести себя праведный судья, когда видит, что бедняк проигрывает дело. Сказано в Талмуде: судья должен вынести справедливое решение — этот бедняк обязан заплатить другой стороне то, что причитается. Но затем желательно, чтобы судья поступил с бедняком милосердно: уплатил бы вместо него. Талмуд добавляет, что так поступал царь Давид, это следует из стиха в книге Шмуэль (II, 8, 15): «…и вершил Давид суд и милость всему народу своему». Когда Давид судил свой народ, он, тем самым, вершил справедливый суд, а когда видел, что бедняк проигрывает тяжбу, он сам платил противоположной стороне и, тем самым, он творил милость.
Рав Реувен Куклин
По материалам toldot.ru

 
BenhorinДата: Воскресенье, 12.03.2017, 13:19 | Сообщение # 2


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Адвокатура всегда должна быть сильнее прокуратуры в суде, судящем по законам Торы. Всегда нужно стараться найти смягчающие вину или полностью снимающие ее доказательства.
Злобная критика, ненависть, гнев, желание искоренить, уничтожить и истребить любое зло, даже руководствуясь самыми святыми мотивами - не кошерна по сути, учит Тора.
Вспомним, однако, как саму Тору называли многие теологи других религий: «жестоким законом Моисея» и тому подобное.
Действительно в Торе очень много смертных грехов и смертных казней. Но, корпус правил снимающих вину, в разы больше. Поэтому, высший суд в Иерусалиме, «выносивший смертный приговор раз в семь лет назывался кровавым», как пишет Талмуд. В результате, в других юридических системах, счищающихся на первый взгляд более гуманными, смертные приговоры приводились в исполнение намного чаще.
Даже когда Тора говорит о каком-то грехе, что за него полагается смерть, казнить обвиняемого практически нельзя. Например, половые преступления караются смертью, но, если два взрослых мужчины не видели сам акт, то казнить нельзя, а улики преступления не релевантны совершенно. Доказательная база Торы построена только на свидетельствах живых людей. А так как на людях никто ни с кем не живет и в свою спальню не пускает, то все эти нарушения оставались без земного наказания.
Даже когда преступление было на лицо и были свидетели, нужно было доказать отсутствие принуждения, опьянения и болезни. А если все судьи высшего суда голосовали за смерть преступника, то его отпускали, так как Тора презирает злых и не милосердных судей, даже по отношению к убийце.
Тора говорит, что лучше отпустить многих виновных, чем наказать одного невиновного.
(Рав Михаил Финкель)

 
BenhorinДата: Четверг, 08.10.2020, 07:35 | Сообщение # 3


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Судья не должен торопиться, принимая решение (Авот, 1), иногда ему приходится искать нестандартное решение.

К раву Яакову из Лиссы (автору книги «Нетивот а-Мишпат») однажды пришли судиться два человека. Один из них нашел на улице золотую монету и взял ее себе, а второй утверждал, что эта монета выпала из его кармана за несколько минут до этого, и он еще не успел отчаяться вернуть ее, поэтому она принадлежит ему. Рав Яаков почувствовал, что тот, кто назвал себя потерявшим монету, обманывает. Чтобы прояснить это, рав сказал ему выйти за дверь на несколько минут, и когда тот вышел, попросил нашедшего монету показать ее. После этого рав сказал громко (зная, что тот, кто за дверью, подслушивает): «Вот, видите, здесь, на монете, возле первой буквы есть маленькая дырочка. Это отличительный признак. Если истец назовет его, значит, монета принадлежит ему». После этого рав Яаков приказал впустить истца и спросил, не может ли он указать на какую-либо особенность своей потери. Тот с готовностью заявил: «Да, конечно: возле первой буквы есть маленькая дырочка, можете проверить». Рав улыбнулся и раскрыл ладонь, показывая обманщику абсолютно целую монету: «Видите, на этой монете нет никаких дырок, значит, она не ваша, а ваша, с дырочкой, наверное, потерялась в другом месте».
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)

 
BenhorinДата: Пятница, 11.02.2022, 11:02 | Сообщение # 4


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
«Ведь сказал Милосердный Бог в Своей Торе: "Общество должно рассудить... и должно общество спасти" (Числа 35:24-25)»
Комментаторы объясняют, что это является основанием для закона, согласно которому судьи обязаны сделать все возможное, чтобы спасти обвиняемого от смертного приговора.

Поясню: Это дело именно судей, так как в еврейской традиции суд не имеет соревновательного характера – там нет прокурора и адвоката, которые обмениваются доводами. Образы же обвинителя и ходатая, которые мы часто встречаем в агаде, скорее всего взяты из языческой практики и употребляются как метафоры.

«Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.» (Иакова 2:13)
 
BenhorinДата: Воскресенье, 25.09.2022, 14:35 | Сообщение # 5


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
«Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие.» (Второзаконие 1:17)

Однажды Иисус высказался на тему того, что в Торе - главное: «Важнейшее в законе: суд, милость и вера.» (Матфея 23:23)
Он назвал три вещи. На первое место Он поставил суд.
Большинство из нас с судами сталкивается редко и неохотно. Но если задуматься, суд играет в жизни общества основополагающую роль. Если человек не может добиться справедливости в суде, значит ее вообще нет в обществе.
Основной идеей Синайского откровения было создания особого народа, который живет по Божьим принципам как на личном, так и на национальном уровне.
Сверхзадача, которую поставили перед Израилем 613 заповедей - построение справедливого общества. И если справедливость настолько важна, то неудивительно, почему Моисей и Иисус называют справедливый суд первостепенной задачей.
Мотивируя судей Израиля быть беспристрастными, Моисей говорит, что когда они вершат суд, они представляют Бога: «ибо суд – Божий он». Но кто же возьмет на себя такое непосильное бремя?
В 13-м стихе Моисей излагает критерии, которым должны были соответствовать судьи: «Изберите себе мужей мудрых и разумных и знатных». Но уже в 15-м признает, что людей, соответствующим всем критериям найти не удалось: «И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых и знатных». Разумных, способных понимать вещи так глубоко, как требуется судье, не нашлось.
Книга Исход, события которой вспоминает здесь Моисей, описывает дефицит кадров еще более жестко. Там тесть Моисея Итро выдвигает четыре требования: «высмотри из всего народа людей способных, Богобоязненных, людей правдивых, ненавидящих корысть». Но найти удалось только «способных»: «И выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их начальниками народа.» (Исход 18:21-25)
Отсюда мы учим, что недостижимость идеала не должна останавливать наше движение к нему. Нет идеальных лидеров, которым делегировать задачи? - Делегируй неидеальным. Нет всех необходимых для дела ресурсов? - Используй те, что есть, но делай.
Возможно, до прихода Мессии нам никогда не удастся построить по-настоящему справедливое общество. Но нужно его строить, потому что установление справедливости, согласно Моисею и Иисусу - это дело Божье.
(Игорь Райхельгауз)

 
BenhorinДата: Четверг, 14.09.2023, 07:29 | Сообщение # 6


Группа: Администраторы
Сообщений: 2104
Статус: Offline
Любой соблюдающий заповеди человек знает, что когда между евреями возникают разногласия и решить их миром не получается, то решать эту проблему нужно в Суде Торы - Дин Тора, и что это очень важно.
А если еврей, наоборот, обращается в гражданский суд общей юрисдикции, а не в раввинский суд - Бейт Дин, то он, по выражению Рашба, «как будто поднял руку против Торы», потому что тем самым он показывает что не готов положиться на Бейт Дин, и не верит, что его рассудят по-справедливости на основании законов Торы, и потому ищет справедливости там, где судят по другим законам. (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 26)

«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?»
(1-е Коринфянам 6:1-7)


 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » Справедливый суд
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: